Пальпация лимфатических узлов.  

Пальпация лимфатических узлов.

Группы лимфатических узлов: затылочные, подчелюстные, подъязычные, задне- и переднешейные, над- и подключичные, подмышечные, локтевые, паховые, подколенные.

В норме лимфоузлы не пальпируются. Если же они пропальпировались, то определяют следующие их характеристики: размер, болезненность, подвижность, консистенция.

Особенности пальпации подмышечных лимфоузлов: ребенок поднимает руки вверх. Медработник ставит свои руки вертикально в подмышечную область ребенка. Затем пациент опускает руки вниз и начинают пальпацию накатывающими движениями.

У здорового ребенка могут пальпироваться шейные, подчелюстные, подмышечные и паховые л/узлы: единичные, мелкие, мягкие, подвижные, безболезненные.

При оценке дыхательной системы проводят такие исследования, как подсчет числа дыхательных движений, перкуссия и аускультация легких.

Подсчет ЧДД у грудных детей проводят во время сна ребенка, поднеся мембрану фонендоскопа к носу и рту ребенка. Подсчитывают частоту по количеству вдохов. Подсчет проводится в течение минуты, т.к. у детей может наблюдаться аритмия дыхания.

ЧДД у новорожденных 40-60 в мин, В 6 мес – 35-40 в мин, В 1 год -30-35 в мин, 5 лет -25 в мин,10 лет – 20 в мин.

Сравнительная перкуссия легких. Определяют легочный звук. В норме он ясный. При патологии может встречаться притупление перкуторного звука, коробочный, тимпанический звук. Перкуссия проводится средними пальцами обеих рук. Средний палец левой руки всегда плотно прикладывают к телу пациента – это палец – плессиметр. Средним пальцем правой руки проводят два коротких удара по пальцу- плессиметру перпендикулярно последнему.

Спереди перкуссия проводится в симметричных точках последовательно:

· Над ключицами параллельно им

· По ключице без пальца- плессиметра

· Под ключицами

· Во втором межреберье.

Сзади перкуссия проводится:

· Над лопатками (палец- плессиметр в горизонтальном положении)

· Между лопатками (палец- плессиметр параллельно позвоночнику)

· Под лопатками (палец-плессиметр в горизонтальном положении)

Боковые поверхности по межреберьям.

Аускультация легких проводится сравнительно в симметричных точках там же, где и перкуссия за исключением: спереди – ключица, второе межреберье. Аускультация (выслушивание) проводится фонендоскопом. Просят пациента делать глубокий вдох и выдох. При аускультации легких определяют дыхание и наличие хрипов. В норме дыхание до 3 лет – пуэрильное – слышен вдох и выдох, старше 3 лет – везикулярное – слышен только вдох. Хрипов нет.

Оценка сердечно-сосудистой системы (подсчет пульса, аускультация сердца)

Подсчет пульса у грудных детей проводят в следующих местах:

· Сонные артерии

· Височные артерии

· Бедренные артерии

· Пульсация верхушечного толчка сердца

· Пульсация большого родничка

Частота пульса у новорожденных в норме 120-140 ударов в мин, В 6 мес – 135-140 в мин, В 1 год -110-120 в мин, В 5 лет – 100 в мин, В 10 лет – 80 в мин.

На артериях можно определить все 5 характеристик пульса, а на большом родничке и верхушке сердца только ритмичность и частоту.

Аускультация сердцапроводится в 5 стандартных точках фонендоскопом:



1. Проекция митрального клапана–5-е межреберье слева. Для выслушивания данного клапана сначала находят верхушечный толчок сердца. Правую руку укладывают слева от грудины пациента в области 5-го межреберья, большой палец при этом направлен вдоль грудины. Пальпаторно определяют точку наибольшей пульсации сердца, переставляют туда кончики пальцев, прикладывают мембрану фонендоскопа – это и есть верхушечный толчок сердца.

2. Проекция аортального клапана – 2-е межреберье справа от грудины.

3. Проекция клапана легочного ствола – 2-е межреберье слева от грудины

4. Трехстворчатый клапан – нижняя треть грудины.

5. Точка Боткина – Эрба – дополнительная для аускультации аортального клапана – 3-е межреберье слева от грудины.

При аускультации сердца выслушивают тоны, ритм и наличие шумов сердца. В норме тоны ясные, звучные, ритмичные, без шумов.

Для оценки состояния пищеварительной системы проводят поверхностную пальпацию живота, глубокую пальпацию живота и печени.

Поверхностная пальпация живота проводится в положении лежа на спине без подушки на кушетке, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища. Данное положение способствует максимальному расслаблению мышц передней брюшной стенки. При поверхностной пальпации определяют болезненность живота и напряжение мышц передней брюшной стенки. Пальпацию проводят теплыми руками в следующей последовательности:

1. левая подвздошная область

2. левое подреберье

3. эпигастральная область

4. правое подреберье

5. правая подвздошная область

6. мезогастральная область (околопупочная область)

7. гипогастральная область (надлобковая область)

В норме живот мягкий безболезненный.

Глубокая пальпация живота и печени.Положение пациента при глубокой пальпации такое же как и при поверхностной. Пальпируют живот в следующей последовательности:

1. сигмовидная кишка

2. нисходящий отдел кишечника

3. поперечно-ободочная кишка

4. восходящий отдел кишечника

5. слепая кишка

6. желудок

7. тонкий кишечник

8. мочевой пузырь

9. печень пальпируют пользуясь дыхательными движениями ребенка. Левой рукой необходимо зафиксировать край реберной дуги, правую руку уложить на переднюю брюшную стенку. Попросить пациента сделать глубокий вдох животом, затем выдох и одновременно с этим подвести руку под край реберной дуги. У детей до 3 лет тонус мышц передней брюшной стенки отсутствует, поэтому пальпируют печень не пользуясь дыхательными движениями.

В норме печень может как пальпироваться, так и не пальпироваться. Если печень пальпируется, то определяют её характеристики:

В норме край печени гладкий безболезненный мягкий подвижный.

Методические рекомендации для организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме практического занятия № 3:

«Нервно - психическое развитие детей грудного возраста»

Введение:

Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно

Учебные цели.

По окончании изучения темы

Студент должен знать:

анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей первого года жизни;

- закономерности нервно-психического развития детей грудного возраста;

- правила оценки нервно-психического развития;

- значение режима и воспитания для удовлетворения потребностей ребенка: спать, есть, двигаться, общаться.

Студент должен уметь:

- осуществлять сестринский процесс по оценке нервно-психологического развития;

- собрать информацию о нервно-психическом развитии ребенка;

- определить цели и составить план сестринских вмешательств по организации режима, игр, прогулок, воспитательных мероприятий детей периода грудного возраста;

- обеспечить выполнение мероприятий по удовлетворению потребностей: спать, двигаться, общаться.

Последовательность ваших действий:

I. Ознакомьтесь с планом предстоящего занятия:

1. семинар - 1час

2. практическая часть:
доклинический этап - 45 мин.

самостоятельная работа по отработке практических манипуляций- 90 мин.

3. заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.

II.Изучите материал лекции № 4: «Нервно-психическое развитие детей грудного возраста» и дополнительно материал микролекции.


8767671308926096.html
8767709628510422.html

8767671308926096.html
8767709628510422.html
    PR.RU™