Богословие Апокалипсиса

Предыдущая891011121314151617181920212223Следующая

Важно богословие - метафорическое, т.е. образное, художественное.

История и способы толкования Апокалипсиса.

Апокалипсис в каноне.

На Западе (в Риме, Африке) Апокалипсис являлся канонической книгой еще со II века. Поэтому толкователи ее тщательно изучили “до буквы”. На Востоке книга не попала в канон и считалась сомнительной, поэтому на Востоке слабая рукописная традиция (нет ни одной рукописи, а также не было толкования). В России под влиянием Запада пробуждается богословский интерес, появляются толкования на книгу Апокалипсис. Особенно замечательными являются две книги: 1) Опыт догматического исследования на книгу Апокалипсис прот.Сергия Булгакова. 2) Толкование на Апокалипсис греческого профессора Саввы Аввуридиса.

Преимущественно толкователи рассматривают как предсказание или как историческое. В XVI в. вышло толкование Мартина Лютера. Он был уверен в буквальном историческом толковании книги. “Зверь” - папа Римский. И были толкования, в которых папа Римский говорит, что зверь это Лютер.

Учение о Боге.

I. Учение о Троице.

Учение о Троице в книге Апокалипсис изложено не в формулах, а в метафорах. В прескрипте (1,4-5) имя Бога Отца, Тот - Кто Есть, Был и Грядет. С одной стороны здесь кажется выражена безграмотность Апокалипсиса. Иоанн Богослов говорит: “Благодать вам и мир... ЎpХ = от, а должно быть toа - артикль родительного падежа, а стоит , т.е. с точки зрения Иоанна Богослова, Бог не изменен и его имя не может изменяться по падежам ( поэтому стоит в именительном падеже). “Семь духов” - выражение Святого Духа, т.к. не было понятия об ипостаси. Семь духов - полнота духовных дарований.

I. A и W (1,8).

Заканчивается пролог, в 17 стихе наблюдается Божественное провозглашение, дается три имени Божия: 1) A и W. 2) Сущий, Был и Грядущий. 3) Вседержитель. Это своего рода стратегическое провозглашение. В начале и в конце книги 21,5-8. В 1,17 Бог Сам называет Себя A и W. Далее в 21,6 Он называет Себя Начало и Конец. В 22,13 Иисус Христос называет Себя A и W, Первый и Последний, Начало и Конец. Все эти имена идентичны. Можно сказать, что это одно и то же, которое повторяется в книге семь раз - полнота Божественной сущности.

III. Имена Божии.

1. “Первый и Последний” - встречается у пророка Исаии (44,6), где идет описание борьбы против идолов.

2. “A и W” - первая и последняя буквы греческого алфавита. Это имя идет от священной тетраграммы, которую нельзя было поизносить, но ее пытались как-то озвучить. Еврейское слово “Yahoh” в греческой транскрипции IAW, но “I” всегда обозначает “Бог”. Таким образом, остается A и W, первая и последняя буква алфавита, в которых скрывается мысль о предвечности.



3. “Сущий, Был и Грядущий” - встречается в Откровении 5 раз. Из них три времени встречаются три раза - 1,4;1,8;4,8, а “Сущий и Был” встречается два раза - 11,17 и 16,5. Речь идет о Пришедшем. Это тоже интерпретация имени Божия Исх.3,14 - Р Wn - Сущий - это александрийское толкование имени Божия.

4. “Господь Бог Вседержитель” - встречается в книге 7 раз - 1,8; 4,8; 11,17; 15,3; 16,7; 19,6; 21,22. Это имя-заменитель тетраграммы. Например Цебаоф - Бог многих, в еврейском тексте “Все”, т.е. Бог над всеми. Бог - Держитель, Управляющий.

5. “Сидящий на престоле” - самое важное имя. В тексте встречается 7 раз. Первый раз - 4.9 и последний 21,5. Престол - символ власти, образ сидящего на престоле - образ суверенного властителя. Небесное богослужение совершается в тронном зале Бога. С 1,9 до 3,22 Иоанн Богослов находится на земле. В 4.1 восхищается на небо и начинается небесное видение. Сначала идет описание Сидящего. Перспектива смещается на небо, с которой смотрит Иоанн Богослов. На небе идеальный мир, небесная литургия. (4 глава является фундаментальной), но то что на небе должно быть осуществлено на земле, т.к. высшая реальность уже существует. Видение дано по Исаии 6 глава и Иезекиилю 1 глава, все из Ветхого Завета, только в 5 главе появляется новозаветная фигура - Агнец. Но основа, корни остаются ветхозаветными, т.е. монотеизм. Сидящий сверкает, у него нет видимой формы, только впечатления (импрессии). Его образ это непостижимая трансцендентность. Описывается. что вокруг сидящего простирается радуга и подобное описание дается для того, чтобы подчеркнуть трансцендентность Бога. Иудейская традиция не знала живописи. Она была запрещена. Попытки иллюстрации апокалиптических образов проваливались, т.к. это не зрительная, а словесная живопись. Четыре животных и 24 старца. О ни только не договаривают слово Исаии: «исполнь небо и земля славы Его». Так как еще на земле Господь не исполнил славу, она пока затемнена. В отличие от Исаии здесь грядет еще 4 животных, вид этих животных - смесь серафимов и херувимов. Они исполнены очей - звезд, т.е. это созвездия, что является образом вавилонской астрологии (лев, человек, телец и орел). Четыре конца вселенной, четыре ветра со всех сторон (благоприятные) и т.д. То есть все это является знаком космоса, все это тварное бытие. Четыре животных - ангелы-хранители всего бытия. Они имеют центр в Боге. Совет старцев - греческие культы; греческий «пресвитерион» = лат. «сенат» - Божественный совет представляющий собой ангелов-хранителей Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет - искупленное человечество до Христа, Новый Завет - после Христа. Круги литургии распространяются все дальше и дальше, наконец захватывают весь космос (все тварение) - это идеальное состояние, но все это видение с неба, мир в его идеальном будущем состоянии.

Цель - утверждение Божественной власти и уничтожение узурпации. Кто хранит вселенную? Конфликт богослужений: узурпатору - Риму или Богу истинному.

Критика Рима.

Нейтралитета нет: идеология или Бог. Либо с Богом (поклоняемся Богу), либо со зверем (через идею поклоняемся кому-то - тоталитаризм). Рим с неба - это система экономического и политического насилия. Символы: зверь из моря - политическое и военное насилие; блудница - неправедное благосостояние.

Зверь в 13-17 главах, блудница 17-18 главах. 13 глава - критика политическая, а в 17-18 главах - экономическая (но в обоих случаях религиозная). Эти образы связаны между собой: блудница на звере - цивилизация на насилии. Но в Ассии массы поддерживали это, а также поддерживала и местная цивилизация - «царие земстии» (провинциальные владыки и купцы земные). Им выгодно было процветание Рима. Рим обеспечивал «мир и безопасность». К Фессалоникийцам 5 глава: когда будут уповать - постигнет пагуба. Насилие и неправда не могут принести мира. Это идеология иллюзии и обмана. Блудница в кубке держит вино, которое оказывается отравой. Это всякая идеология, которая травит людей. Другой аспект - идеология поклонения власти и силе - зверь (13 глава). Ему нанесена рана мечем, но зверь оправился. Есть мнения: 1) это Нерон, он убил себя кинжалом. Думали, что империя погибнет. В этот период за год меняется несколько императоров: Гальба, Оттон и Виттений, но династия Флавиев оправилась и зверь исцелился. Империя стала еще выше. Весь мир в удивлении поклонился, все пали ниц перед драконом - диаволом. 2) Легенда «Nero redivivus» Нерон восстающий. Это взято из книги Сивилл (апокрифическая литература). Ложный культ основанный на пропагандистском послушании зверю (13,11) «зверь из земли» - это имперская жреческая пропаганда. Сила и идеология идет в направлении экономического тоталитаризма (полного порабощения человека) (16-17 ст.), чтобы всем поставили клеймо «стигма», которое ставили рабам на руку и лоб. Есть клеймо - имя Божие, на лоб и руку рабам Божиим, а здесь зашифровано имя зверя «666» - гематрия имени - имя зверя. Однако не во всех рукописях стоит «666». Некоторые рукописи имеют число «616». Еще в первые века, когда традиция не была утерена (помнили, кто это и знали, что это император). Те, кто за «666» (Нерон = NRWN QSR = Нерон Кесарь.

50+200+6+50 100+60+200 =666

Легенда о воскресшем Нероне. А те, кто за «616» = Gaioj Kaisar = Калигула.

3+1+10+70+200 20+1+10+200+1+100=616

Разгадка проста: Это Нерон NRW QSR = 616. Это тот же Нерон, но в другой записи. Для христиан того времени это символ безумия и неправды.


8764910161509917.html
8764954006419490.html

8764910161509917.html
8764954006419490.html
    PR.RU™